Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.
Документы федерального уровня
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Документы регионального уровня
- Приказ министерства образования Саратовской области от 25 июля 2022 года №1122 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования в Саратовской области»
- Приказ министерства образования Саратовской области от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»
-
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
- Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
- Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
-
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Что значит быть грамотным в XXI веке. Методические материалы для педагогов и родителей
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Обсуждение результатов международной программы PISA-2018
- Отчёт по результатам международного исследования PISA-2018
- Ковалева Г.С., руководитель ЦОКО ИСРО РАО «Совершенствование Российского образования»
- Ковалева Г.С., руководитель ЦОКО Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н. «Оценка функциональной грамотности (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой, глобальных компетенций): общие подходы, примеры заданий»
- Измерительные материалы для оценки ФГ учащихся начальной школы на основе компетентного подхода
- Особенности измерительных материалов для оценки ФГ в рамках международного исследования PISA
- Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности учащихся и выпускников основной школы
- Список литературы по функциональной грамотности
- Список по смысловому чтению и читательской грамотности
- Чиганова Е.А. «О методическом обеспечении работы по повышению уровня функциональной грамотности»
- Чабан Т.Ю. «Мониторинг функциональной грамотности в Красноярском крае»
- Концепция самодиагностики учителей основной и средней школы
- Формирование метапредметных компетенций педагога средствами дополнительного профессионального образования
- Учебно-методическое пособие «Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5-9 классы)». Пособие будет полезно всем, кто заинтересован в формировании и развитии у обучающихся способности использовать извлеченную информацию для решения практических задач. Ссылка для скачивания пособия
- Практические рекомендации «Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке»
- Презентация «Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования»
- Цифровые компетенции педагога
-
СЕРИЯ ВЕБИНАРОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- вебинар «Оценка по модели PISA» (https://youtu.be/GKqgQs3WSu4). На вебинаре рассмотрены следующие темы:
- «Об исследовании «Оценка по модели PISA», Станченко С.В., директор ФГБУ ФИОКО;
- «Методические аспекты подготовки к проведению исследования PISA в образовательных организациях», Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
- «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности», Суханов Д.А., преподаватель ФГАУ ФИЦТО.
- Готовимся к PISA-2022. Математика и креативное мышление
- Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»
- Формирование читательской грамотности
- Формирование математической грамотности
- Формирование естественнонаучной грамотности
- Формирование финансовой грамотности
- Формирование креативного мышления
- Общая методология
- Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником: ссылка на интенсив https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/, ссылка на марафон https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main?turbo=true#tekst-8
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
- формирование банка заданий;
- формирование проектов тренировочных работ;
- прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
- проверку развернутых ответов экспертами;
- накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ).
В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
Открытые задания PISA - сайт
С сайта - Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР)